Приветствую вас мои читатели, сегодня я расскажу о немного необычном виде связи, КВ в движении на машине. Для начала определимся для чего вам это нужно. Из этого и будем исходить в создании антенны.
Моя задача, обеспечить связь в радиусе 100-200 километров. Для этих целей мы будем пользоваться ионосферой как инструментом для обеспечения связи. Дело в том что ионосфера умеет отражать от себя радиоволны определённой частоты и на различных высотах. Нам требуются нижние слои.
Пример зондирования ионосферы. Нас интересует нижний слой, как видите на частотах 2-4МГц на высоте 100км очень сильно отражаются. В легальных рамках это диапазон 3,5МГц (80м по любительской терминологии) Следовательно для связи АЗИ (Антенами Зенитного Излучения) по импортному NVIS с частотами определились.
Теперь определимся с конструкцией. Есть несколько вариантов, это "Рамка", "горизонтальные трубы", ну и на последок самый мало эффективный "штырь".
Из условий эксплуатации автомобиля можно сделать следующий выбор. Если Машине нужна связь в степях или там где не плотный лес. То подойдут системы "Рамка", "трубы", если планируется пробираться через леса, то тут без вариантов "штырь".
Ну что, самое сложное мы сделали. Выбрали всё, что нам нужно, теперь осталась мелочь, сделать нашу конструкцию. Можно конечно и купить, например АШ-4. Но это не наш метод)) Нам хочется сделать сам, для понимания процесса.
Я выбрал вариант штыря, по нескольким причинам, первое в момент изготовления я часто ездил по густым зарослям. (Укв антенны с крыши ветки сносили)
Простота изготовления, штыревой антенны.
Мне понадобилось: Провод многожильный 1,5квадрата примерно 8м.
Провод одной жилой 1квадрат, примерно метров 10.
Арматура композитная 5м.
диаметром 12мм я выбрал 10мм и пожалел, не держит сама себя.


Каркас в который будет крепиться сам штырь и на котором мы намотаем катушку удлиняющую. Я выбрал пропиленовую водопроводную трубу 50мм для горячей воды. в неё я вложил 32мм и 20мм такой бутерброд, запаял с торцов. в итоге получилась трубка 50/14мм.
Дальше варим каркас для крепления на машину всего этого хозяйства. Я выбрал крепить за штатную проушину на своей машине, благо у меня их две)))
Всё готово для сборки, на арматуру наматываем провод и заделываем его изолентой (как временное решение)
в последствии лучше одеть плетеный рукав для провода. Вставляем арматуру в каркас и крепим, я просто привернул саморез в низу. Проводим приличную массу от кузова автомобиля к кронштейну.
Теперь начинается самое интересное, намотка удлиняющей катушки. Как её рассчитать? Можете спросить вы. Я не знаю, ответа на это вопрос. У меня есть простенький прибор "НаноВНА" и при помощи его и будем настраивать. Подключаем его к массе и проводу штыря, выводим диаграмму смитта и смотрим что мы получили на частоте 3,6МГц.
Запоминаем значения реактивности, его нам и нужно побороть катушкой. В нашем случае это -977ом.
Дальше берём программу по расчёту однослойной катушки, задаём наши параметры, и считаем. Получаем Н-витков, мотаем с запасом и снова подключаем анализатор. А главное, антенну расположить в рабочем положении в том в котором вы планируете с неё работать.
Моя задача, обеспечить связь в радиусе 100-200 километров. Для этих целей мы будем пользоваться ионосферой как инструментом для обеспечения связи. Дело в том что ионосфера умеет отражать от себя радиоволны определённой частоты и на различных высотах. Нам требуются нижние слои.

Пример зондирования ионосферы. Нас интересует нижний слой, как видите на частотах 2-4МГц на высоте 100км очень сильно отражаются. В легальных рамках это диапазон 3,5МГц (80м по любительской терминологии) Следовательно для связи АЗИ (Антенами Зенитного Излучения) по импортному NVIS с частотами определились.
Теперь определимся с конструкцией. Есть несколько вариантов, это "Рамка", "горизонтальные трубы", ну и на последок самый мало эффективный "штырь".
Из условий эксплуатации автомобиля можно сделать следующий выбор. Если Машине нужна связь в степях или там где не плотный лес. То подойдут системы "Рамка", "трубы", если планируется пробираться через леса, то тут без вариантов "штырь".
Ну что, самое сложное мы сделали. Выбрали всё, что нам нужно, теперь осталась мелочь, сделать нашу конструкцию. Можно конечно и купить, например АШ-4. Но это не наш метод)) Нам хочется сделать сам, для понимания процесса.
Я выбрал вариант штыря, по нескольким причинам, первое в момент изготовления я часто ездил по густым зарослям. (Укв антенны с крыши ветки сносили)
Простота изготовления, штыревой антенны.
Мне понадобилось: Провод многожильный 1,5квадрата примерно 8м.
Провод одной жилой 1квадрат, примерно метров 10.
Арматура композитная 5м.



Каркас в который будет крепиться сам штырь и на котором мы намотаем катушку удлиняющую. Я выбрал пропиленовую водопроводную трубу 50мм для горячей воды. в неё я вложил 32мм и 20мм такой бутерброд, запаял с торцов. в итоге получилась трубка 50/14мм.

Дальше варим каркас для крепления на машину всего этого хозяйства. Я выбрал крепить за штатную проушину на своей машине, благо у меня их две)))

Всё готово для сборки, на арматуру наматываем провод и заделываем его изолентой (как временное решение)


Теперь начинается самое интересное, намотка удлиняющей катушки. Как её рассчитать? Можете спросить вы. Я не знаю, ответа на это вопрос. У меня есть простенький прибор "НаноВНА" и при помощи его и будем настраивать. Подключаем его к массе и проводу штыря, выводим диаграмму смитта и смотрим что мы получили на частоте 3,6МГц.

Дальше берём программу по расчёту однослойной катушки, задаём наши параметры, и считаем. Получаем Н-витков, мотаем с запасом и снова подключаем анализатор. А главное, антенну расположить в рабочем положении в том в котором вы планируете с неё работать.