Автомобильная КВ антенна своими руками.

SafaRuS

*****
Команда форума
Модератор
Приветствую вас мои читатели, сегодня я расскажу о немного необычном виде связи, КВ в движении на машине. Для начала определимся для чего вам это нужно. Из этого и будем исходить в создании антенны.
Моя задача, обеспечить связь в радиусе 100-200 километров. Для этих целей мы будем пользоваться ионосферой как инструментом для обеспечения связи. Дело в том что ионосфера умеет отражать от себя радиоволны определённой частоты и на различных высотах. Нам требуются нижние слои. 2021-07-13_21-14-14.jpg
Пример зондирования ионосферы. Нас интересует нижний слой, как видите на частотах 2-4МГц на высоте 100км очень сильно отражаются. В легальных рамках это диапазон 3,5МГц (80м по любительской терминологии) Следовательно для связи АЗИ (Антенами Зенитного Излучения) по импортному NVIS с частотами определились.

Теперь определимся с конструкцией. Есть несколько вариантов, это "Рамка", "горизонтальные трубы", ну и на последок самый мало эффективный "штырь".
Из условий эксплуатации автомобиля можно сделать следующий выбор. Если Машине нужна связь в степях или там где не плотный лес. То подойдут системы "Рамка", "трубы", если планируется пробираться через леса, то тут без вариантов "штырь".

Ну что, самое сложное мы сделали. Выбрали всё, что нам нужно, теперь осталась мелочь, сделать нашу конструкцию. Можно конечно и купить, например АШ-4. Но это не наш метод)) Нам хочется сделать сам, для понимания процесса.
Я выбрал вариант штыря, по нескольким причинам, первое в момент изготовления я часто ездил по густым зарослям. (Укв антенны с крыши ветки сносили)
Простота изготовления, штыревой антенны.
Мне понадобилось: Провод многожильный 1,5квадрата примерно 8м.
Провод одной жилой 1квадрат, примерно метров 10.
Арматура композитная 5м.арматура-50м.JPG диаметром 12мм я выбрал 10мм и пожалел, не держит сама себя.
арматура.JPG
арматура-длинна.JPG
Каркас в который будет крепиться сам штырь и на котором мы намотаем катушку удлиняющую. Я выбрал пропиленовую водопроводную трубу 50мм для горячей воды. в неё я вложил 32мм и 20мм такой бутерброд, запаял с торцов. в итоге получилась трубка 50/14мм. труба-спаена.JPG
Дальше варим каркас для крепления на машину всего этого хозяйства. Я выбрал крепить за штатную проушину на своей машине, благо у меня их две))) Кранштеин-02.JPG

Всё готово для сборки, на арматуру наматываем провод и заделываем его изолентой (как временное решение)Провод-намотка.JPG в последствии лучше одеть плетеный рукав для провода. Вставляем арматуру в каркас и крепим, я просто привернул саморез в низу. Проводим приличную массу от кузова автомобиля к кронштейну.масса.JPG
Теперь начинается самое интересное, намотка удлиняющей катушки. Как её рассчитать? Можете спросить вы. Я не знаю, ответа на это вопрос. У меня есть простенький прибор "НаноВНА" и при помощи его и будем настраивать. Подключаем его к массе и проводу штыря, выводим диаграмму смитта и смотрим что мы получили на частоте 3,6МГц. первый-замер.JPGЗапоминаем значения реактивности, его нам и нужно побороть катушкой. В нашем случае это -977ом.
Дальше берём программу по расчёту однослойной катушки, задаём наши параметры, и считаем. Получаем Н-витков, мотаем с запасом и снова подключаем анализатор. А главное, антенну расположить в рабочем положении в том в котором вы планируете с неё работать.
 

SafaRuS

*****
Команда форума
Модератор
Смотрим что получилось, и дальше думаем как быть.)) второй замер.JPGесли вам повезёт, то вы попадете на ёмкостную составляющую. если нет, то придется добавить витков((( Я сделал со второго раза.первая намотка.JPG На данный момент на сопротивление не смотрим, его мы подправим, но позже. Итак, после нескольких часов или раз, как повезёт вы получили нужный результат. Теперь смотрим на сопротивление, оно будет меньше 50оМ. у меня 12ом значит нужно применить трансформатор 1/4трасформатор4-1.JPG или в нашем случае 4/1. таким образом, сопротивление нашей системы получилась 50оМ. настройка на 3700.JPGУра!! бежим к трансиверу жамкать передачу!! для начала на малой мощности, ура внутренний КВС метр говорит, что всё хорошо. Увеличиваем мощность, и получаем по рукам ВЧ-током. ХМ!! Точно, нужно же сделать отсечку на кабеле. Для этих целей применяем запорный дросель с сопротивлением по оплётке порядка 1,5ком. У меня уже был на ферритовом кольце 2000 намотанный проводом RG174. Дроссель.JPGтеперь всё готово для выхода в эфир.Дроссель-собран.JPG

Но что это такое?? при смещении по частоте в сторону, КСВ ползёт в верх!! А да, наша с вами антенна очень узкополосная. Говоря простым языком, нужен тюнер чтоб проводить случайные связи. А для конкретной задачи на одной - двух частотах больше ничего не нужно.автомобильное применение.JPG

Всем хорошего настроения и до встречи в эфире.
 
Сверху